«Логопедический пункт в детском саду»
Нарушение речи –достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины возникновения весьма разнообразны.Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения ,лексики, грамматики, связной речи, то у детей дошкольного возраста возникнут трудности при обучении чтению, письму и вобщении с окружающими.
Многолетняя практика показывает,что при систематической работе с ребенком это можно исправить.
Уже 7 лет в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 20» функционирует логопедический пункт для оказания практической помощи воспитанникам.
Основными задачами логопункта являются:
-выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
-коррекция недостатков и дефектов устной речи ( фонематические процессы, артикуляционные навыки, звукопроизносительную сторону речи);
-подготовка к школе (речь каждого ребенка должна соответствовать норме или быть близкой к норме, в зависимости от структуры дефекта);предупреждение нарушений устной и письменной речи;
-повышение уровня компетентности педагогов ДОУ и родителей (законных представителей) детей в области логопедических знаний.
-воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи,сохранить эмоциональное благополучие в своей среде.
В логопедический пункт зачисляют детей 5-7 лет, имеющих несложные нарушения в развитии устной речи, а так же детей с тяжелыми нарушениями речи, которые не попали в специализированный детский сад по причине отсутствия свободных мест.
Воспитателям и родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста учитель-логопед оказывает информационно-консультативную помощь.
Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с начала учебного года после обследования речи детей логопедом. Осуществляется диагностика различных сторон речевой деятельности детей 4-7 лет. Зачисление и выпуск воспитанников осуществляется специальной комиссией на основании приказа заведующего ДОУ.
Основной формойорганизации учебно-коррекционной работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Они проводятся по согласованному с заместителем заведующего по УВР расписанию с учётом режима дня детей. Учитель-логопед приглашает детей на занятия с любых воспитательских занятий и мероприятий. Подгруппы детей для коррекционных комплектуются, по возможности, с однородными нарушениями: наполняемость – 2-6 человек, периодичность занятий – 2-3 раза в неделю, длительность занятия – 25 минут. В журнале ведётся учет посещаемости занятий. Продолжительность коррекционно-развивающей работы зависит от индивидуальных особенностей детей, структуры речевого дефекта и может продолжаться от 2-3 месяцевдо 1,5-2 лет.
По окончании коррекционной работы учитель-логопед выводит детей и зачисляет других, нуждающихся в логопедической помощи в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
В содержание логопедических занятий входит:
-артикуляционная гимнастика;
-развитие речевого дыхания;
-развитие мелкой моторики;
-уточнение произношения, постановка и автоматизация звуков;
-обогащение словаря,совершенствование грамматического строя и развитие связной речи.
-развитие психических процессов(восприятия, внимания, памяти, мышления)
Четко организована совместная работа логопеда и родителей,что во многом определяет успех коррекции речи. Поэтому,на протяжении учебного года, в ДОУ систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной работы с ребенком, отмечает его трудности, успехи; подсказывает, на что обратить внимание дома. В «Логопедическом уголке» для родителей в раздевалках размещаются консультации на темы: «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Артикуляционная гимнастика и ее роль в развитии речи детей», «Развитие речевого дыхания», «Играем пальчиками - развиваем речь» ,«Развитие речи ребенка пятого года жизни»и др. В коридоре ДОУ находится стенд «Советы логопеда». Здесь же оформлен стенд по проекту «Азбука города».
Совместно с музыкальным руководителем для детей с общим недоразвитием речи и заиканием проводятся логоритмические занятия, ставятся сценки. С инструктором по физической культуре так же организуется образовательная деятельность.
Для детей ДОУ в ИЗО-студии функционирует мини-музей «Звуковые домики», «Большой и маленький».
Дети среднего и старшего дошкольного возраста (вне логопункта) с низким уровнем развития мелкой моторики посещают кружок «Послушные пальчики».
Весело и интересно проходит итоговое мероприятие за полугодие «Карнавал на улице «Гласных звуков»». Родители вместе с детьми изготавливают к развлечению свою любимую букву. Некоторые из них представлены на стенде к проекту «Азбука города».
В конце учебного года проводится праздник «Правильной речи»,где каждый из детей имеет возможность продемонстрировать свои успехи. Праздники речи являются итоговым показателем логопедической работы, которые мы, совместно с музыкальным руководителем детского сада, воспитателем по физической культуре, психологом проводим с детьми подготовительных к школе групп.Это не только проверка знаний детей, но еще и возможность сопереживать и радоваться успехам друг друга, быть командой и вообще весело проводить время. На празднике дети получают грамоты, медали,а любая награда для ребенка-подтверждение его значимости, и поэтому он будет стремиться к дальнейшим успехам.
Мы предлагаем и вам поиграть дома с детьми в игры, которые развивают фонематический слух(умение различать и выделять звуки в слове) и помогают избежать в дальнейшем ошибок в письменной речи.
Игры со звуками.
«Эхо»(2-3 года)
Цель: правильно произнести звук, изменяя интонацию, силу голоса, вслушиваться в произносимые звуки.
Итак,сначала взрослый произносит звук,а ребенок повторяет его.
«Кукла плачет ». Произнесите длительно звук (А_______),изображая плачущую куклу (тихо и громко)
«Гудок парохода». Длительно произносите звук (У______) на выдохе (громко и тихо).Затем после небольшой паузы,короткие гудки парохода:
«У-У-У»
«Заблудились». На одном выдохе несколько раз произносите: «Ау!, Ау!»-тихо и громко.
«Хлопни в ладоши!»(3-4 г.)
Цель: научить малыша выделять определенный звук среди других звуков .
Попросите трехлетку хлопать в ладоши на определенный звук (гласный или согласный)
Например, вы произносите ряд звуков А-У-И-А-Э-А-О-Ы-А…,а малыш должен услышать и хлопнуть только на звук А.Играйте только с одним звуком.
«Угадай слово »(4-5лет)
Цель: научить ребенка 4-х лет подбирать слово на определенный звук.
Вы говорите: «Я задумал(-а) слово. Оно начинается на звук А (У,П,Т…)». Малыш выдает все возможные варианты. Если подобрал слово не на тот звук, напомните: звук должен стоять в начале. Пусть малыш постарается подобрать как можно больше слов. И вот, наконец: «Ура! Молодец! Ты отгадал!»
«Какой гласный прячется в слове»
Цель: научить ребенка 5 лет выделять гласный звук в словах.Игру можно проводить с мячом. Напишите на бумаге слова с гласными А,У,О,Э,Ы в середине. Произносите слово и тяните, пойте гласный: СА__Д, ГУ __СЬ, ЛО__СЬ, РЫ__СЬ, КИ__Т.
Малыш услышит и повторит «спрятавшийся » гласный.
«Какой звук убежал?»
Цель: подобрать 1-й пропущенный звук в слове.
«…акета,- говорите вы.-Какой звук убежал?»
Успехов вам!
Речь дошкольника формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.
МБДОУ «ЦРР-д/с № 20»
Учитель-логопед: Горелова И. Б.